Мониторинг системы образования. Итоговый отчёт района

Мониторинг системы образования. Итоговые показатели района за 2013-2014 учебный год

 

 

 

Итоговый отчет о результатах анализа состояния и перспектив развития
системы образования Лысковского муниципального района Нижегородской области

1.Общая характеристика района

1.1 Географическое и природно-климатическое положение

Лысковский район  расположен в центральной части Нижегородской области, граничит с Княгининским, Воротынским, Кстовским, Воскресенским, Борским и Спасским районами Нижегородской области.

            Площадь района 213,4 тыс.га. На территории района 101 населенный пункт, объединенный 1 городским  и 8 сельскими администрациями. Центром района является город  Лысково.

            Протяженность дорог в районе составляет 391 км. На территории района проходит трасса Москва – Казань протяженностью 65 км. Протяженность р. Волга, протекающей по территории района, составляет 72 км. Она разделяет район  на 2 части. А также насчитывается 11 несудоходных рек.  Расстояние до областного центра - 93 км.

            Из полезных ископаемых на территории района имеются месторождения торфа, гипса и глины. Остальные полезные ископаемые выявлены, но не используются (керамзит, гравий, карбонатные породы для обжига на известь). Преобладают серые лесные, средне-суглинистые почвы.

 

                                                                             

            1.2 Демография

Численность постоянного населения (по состоянию на 01.01.2014 г.) – 39,381 тыс. чел., плотность населения – 18,5 чел. на 1 кв. км.

Численность постоянного населения в разрезе муниципальных образований,

входящих в состав  Лысковского района

(по состоянию на 01.01.2014)

Наименование муниципального образования

Численность постоянного населения, тыс. чел.

Доля в общей

численности населения района,  %

1. Барминский сельсовет

2,31

5,9

2. Берендеевский сельсовет

1,21

3,1

3. Валковский сельсовет

1,91

4,9

4. Кириковский сельсовет

1,81

4,6

5. Кисловский сельсовет

1,61

4,1

6. Красноосельский сельсовет

3,58 

9,1

7. Леньковский сельсовет

2,83

7,2

8. Трофимовский сельсовет

2,71

6,9

9. МО «Город Лысково»

21,41

54,4

Численность  населения в трудоспособном возрасте составляет 54,8%, старше трудоспособного возраста – 30,2%, младше – 15%.

Динамика населения: годовая рождаемость составляет (2013 год) 459 чел., смертность – 749 чел. Естественная убыль населения составляет 290 чел. в год. Несмотря на незначительное снижение смертности и рост рождаемости в целом тенденции в 2014 году сохраняются. Также в 2014 году наблюдается миграционная убыль населения. Так, за 1-е полугодие 2014 года число прибывших мигрантов составило 739 чел., число выбывших – 800 чел., миграционная убыль составила 61 чел.

По этническому составу преобладает русская национальность – 97,4%, азербайджанцы – 0,7%, татары – 0,3%, чуваши – 0,3%, украинцы – 0,3%, цыгане – 0,3%, мордва – 0,1%, прочие – 0,6% (данные переписи 2010 года).

1.3 Экономика

В Лысковском районе действуют 11 промышленных предприятий (основные – ЗАО ПО «Гамми», ОАО «ЛЭТЗ», ЗАО «Пивоваренный завод Лысковский»), 12 сельхозорганизаций, 195 малых предприятий (сферы торговли. общественного питания, платного обслуживания, ремонта, транспорта и т.д.) и 934 предпринимателя без образования юридического лица. Среди обрабатывающих производств 87,5% в отгрузке района занимает пищевая промышленность, 11% - производство электрооборудования.

За 2013 год отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг (по полному кругу организаций) на сумму 4753,2 млн. руб. (116,6% к соответствующему периоду предыдущего года).  За январь – сентябрь 2014 года – на сумму 3860,7 млн. руб. (105,6 % к соответствующему периоду предыдущего года). В т.ч. по отраслям экономики:

1)        Отрасль «Обрабатывающие производства» на сумму 2690,65 млн. руб. или 70% от общего объема отгрузки по району;

 Ключевые предприятия данной отрасли: ЗАО ПО «Гамми», ОАО «ЛЭТЗ», ЗАО «Пивоваренный завод Лысковский», ОАО «Лысковский хлебозавод», ООО «Лысковский мясокомбинат», ООО «БУМИ», ЗАО «Лысковские узоры»;

2)        Отрасль «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» на сумму 957,6 млн. руб. или 25% от общего объема отгрузки;

3)        Отрасль «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - на сумму 181,64 млн. руб., или 5% от общего объема отгрузки.

              Сейчас предприятия района в основном нацелены не только на рост объемов, но в большей степени на повышение конкурентоспособности своей продукции и завоевание рынков сбыта.

Определяющим фактором развития реального сектора экономики в районе является состояние промышленности, которая представлена одиннадцатью промышленными предприятиями. Объем продукции промышленного производства за 9 месяцев 2014 года составил, 3 миллиарда 149 миллионов рублей,  рост в действующих ценах 101,2 %.

                                                                   

 

Свыше 50 процентов от объема промышленной продукции  отгружено закрытым акционерным обществом  производственного объединения  «Гамми». В этом году объединение отметило свой юбилей - 20 лет плодотворной работы на пищевом рынке России и стран ближнего зарубежья. Это успешно развивающееся бюджетообразующее многопрофильное объединение, являющееся активным участником социально-экономической жизни района, выпустило продукции, по состоянию на 1.10.2014 года на сумму 1273,3 млн. руб.

В сельском хозяйстве Лысковского района насчитывается 12 сельскохозяйственных предприятий, на их долю приходится 25% сельскохозяйственного производства – 590,7 млн. рублей. Кроме того, в районе работают 38 крестьянских (фермерских) хозяйств, на долю которых приходится 8% сельскохозяйственного производства – 180,7 млн. рублей. В районе насчитывается 12,5 тыс. личных подсобных хозяйств граждан, где производится 67% всей сельскохозяйственной продукции района – 1606,5 млн. рублей.

Объем отгруженной продукции крупными и средними предприятиями сельскохозяйственной отрасли за 9 мес. 2014 года составил 387 млн. руб. (порядка 0,4 млрд. руб.), при этом темп роста к аналогичному периоду 2013 года составил 141%.

Динамика объема отгруженной продукции по крупным и средним сельхозпредприятиям имеет следующий вид:

Развитию здоровой конкуренции на товарном рынке района способствует рост торговых предприятий субъектов малого предпринимательства. Этот факт положительно влияет на ценовую политику района. Благодаря чему Лысковский район лидирует в мониторинге семи обследуемых районов Нижегородской области по количеству низких и средних цен на основной перечень продуктов питания.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования  по итогам 9 мес. составил свыше 600 млн. руб., это в 1,3 раза выше прошлогоднего.

В районе  один из самых низких уровней безработицы – 0,3%.  

1.4. Занятость населения

В экономике района занято порядка 14,3 тыс. чел., при этом основная доля занятых приходится на сферу торговли (19,5%), сельского хозяйства (19,3%) и обрабатывающих производств (18%).

По состоянию на 01.10.2014 г. уровень регистрируемой безработицы составляет 0,3% (что ниже среднеобластного уровня). Количество официально зарегистрированных безработных составило 63 чел.

Уровень регистрируемой безработицы

 

Уровень регистрируемой безработицы, %

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014 (оценка)

Лысковский район

1,91

1,94

1,19

1,05

0,64

0,46

0,31

По области

0,79

1,98

1,19

0,92

0,63

0,46

0,36

Динамика уровня безработицы в Лысковском районе в сравнении с областными значениями представлена следующим образом:

1.5. Оценка уровня социально-экономического развития и рейтинг района среди муниципальных образований области

По итогам 1-го полугодия 2014 года Лысковский район занимает 14 место среди 52 муниципальных образований области в рейтинге министерства экономики Нижегородской области и относится к территориям области с уровнем социально-экономического развития выше среднего.

По ежегодной оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления, проводимой министерством экономики Нижегородской области, за 2013 год Лысковский район занял 2 место в соответствующей группе районов.

1.6. Краткая информация об Управлении образования

Управление образования и молодёжной политики администрации Лысковского муниципального  района Нижегородской области создано для решения вопросов местного значения, а также отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Лысковского муниципального района Нижегородской области в сфере образования, опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами и защиты их прав, организации отдыха и оздоровления детей в санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия.

Контактная информация Управления образования:

Юридический и фактический адрес Управления образования: 606210, Нижегородская обл., г. Лысково, ул. Ленина, д. 23.

Контактные телефоны работников Управления образования и молодёжной политики:

Начальник Управления образования: (831-49) 5-17-13

Заместитель начальника Управления образования: (831-49) 5-10-79

Методическая служба: (831-49) 5-11-15

Специалисты Управления: (831-49) 5-15-13

Адрес электронной почты управления: idk-l@mail.ru 

Официальный сайт Управления образования: http://uprlsk.edusite.ru

Реализуются районные программы в сфере образования в 2014 году:

1. Муниципальная программа «Развитие системы образования Лысковского муниципального района  Нижегородской области на 2014-2016 годы», утверждена постановлением администрации района от 09.01.2014 №1

2. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в сфере образования Лысковского муниципального района» утвержден распоряжением администрации района от 27.02.2013 № 207-р

3. План  реализации национальной  образовательной инициативы "Наша новая школа" на период  2010 – 2015 годы на территории Лысковского района

4. «План мероприятий по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Лысковского района на 2013-2015 годы» утвержден постановлением администрации района от 23.10.2012 №187

5. Районная программа «Молодежь Лысковского района» на 2012-2014 годы утверждена постановлением администрации района от 14.10.2011 №120

Анализ состояния и перспектив развития системы образования проводился на основании данных Федеральных, региональных, муниципальных мониторингов и показателей государственной статистики (формы ОШ №1, ОШ №5, РИК №83 и прочие).

 

2. Анализ состояния и перспектив развития системы образования

(в соответствии разделами и подразделами показателей мониторинга системы образования,

утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 

 

2.1. Развитие дошкольного образования района

Деятельность Управления образования  Лысковского района в сфере дошкольного образования в 2013-2014 учебном году  была направлена на сохранение имеющейся сети дошкольных образовательных учреждений, обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, повышения его качества, осуществления  преемственности дошкольного и начального звеньев системы общего образования.

В  Лысковском районе  зарегистрировано 24 муниципальных бюджетных  дошкольных образовательных учреждения  (10 в городе, 14 на селе). Сеть МБДОУ разнообразна по видам в соответствии с особенностями развития детей дошкольного возраста, а так же с потребностью населения города в дошкольных образовательных услугах.

В соответствии с содержанием и направленностью своей образовательной деятельности сеть представлена 4 видами на основании действующего Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа  2013г. № 1014

- детский сад – 21 (86 % от сети ДОУ)

-детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому развитию детей – 1 (4 %)

- детский сад комбинированного вида  (2 речевые группы) - 1 (4 %)

- центр развития ребёнка – детский сад – 1(4 %)

Виды ДОУ определялись при их государственной аккредитации, в настоящее время виды определяет администрация района.

С 1 января 2014 года родители могут подать электронную форму заявления и встать на очередь для определения в детский сад, что позволяет проводить работу системно и упорядоченно, информация является доступной и открытой, а родителям предоставляется возможность своевременно отслеживать номер очереди своего ребенка.

 По итогам комплектования 2014 года процент охвата по району выше российского показателя (59%), но ниже областного. Несмотря на предпринимаемые меры, запросы населения города на услуги дошкольного образования полностью не удовлетворяются. Проектная мощность 24 действующих муниципальных дошкольных образовательных учреждений составляет 1789 мест, посещают детские сады 1731  ребёнок возрасте от 1,5 до 7 лет, что составляет 73 %  от общего  количества детей дошкольного возраста. Детские сады города переукомплектованы на 10 %, в ряде сельских садов детей недостаточно (Неверово, Никольское, Бармино, Борок, Просек, Кр.Осёлок, Чернуха, Летнево).

Доступность дошкольного образования для детей с 3-х до 7 лет поддерживается на достаточно высоком уровне, с процентом охвата более 97%. Это объясняется открытием нового детского сад на 40 мест,  дополнительных групп в имеющихся дошкольных организациях, в сравнении с детьми в возрасте от 1,5 до 7 лет включительно данный показатель ожидаемо выше, основная очередь в детские сады состоит их детей от года до 3 лет.

Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, предусматривает обеспечение всех детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получать услуги дошкольного образования, в том числе за счет снижения стоимости создания одного места в дошкольной образовательной организации путем увеличения мощности действующих детских садов, использования современных экономичных типовых проектов зданий дошкольных образовательных организаций.

Процент охвата детей дошкольными образовательными организациями до 3-х лет не меняется на протяжении последних нескольких лет, составляет примерно 68% ежегодно.

Анализ возрастной структуры детского контингента зачисленного в МБДОУ и оставшихся, не устроенными детей, показал, что в детские сады в этом году, в основном, принимали детей с 3-х лет. Детей 2012г. рождения принимали мало, практически только льготников. Несмотря на принятые меры по увеличению количества мест в МБДОУ (за последние 5 лет было открыто 11 групп в существующих дошкольных организациях с количеством мест – 220, открыт детский сад № 7 на базе детского дома на 40 мест, Берендеевский детский сад в здании школы на 20 мест, семейный детский сад на 10 мест) очередь по-прежнему сохраняется. Чтобы решить эту проблему, необходимо строительство детского сада на 240 мест.

Частные дошкольные образовательные организации в системе образования района отсутствуют. Групп с кратковременным прибыванием в ДОУ нет и не планируются.

Средний показатель численности воспитанников на педагогического работника составляет 10 детей. В 2013/2014 учебном году в системе дошкольного образования работали 158 педагогов без внешних совместителей, из них 132 воспитателя (12 внешних совместителей); 15 музыкальных руководителей (7 внешних совместителей); 3 педагога-психолога; 3 учителя-логопеда (2 внешних совместителя); 4 инструктора по физической культуре (2 внешних совместителя). Детские сады укомплектованы педагогическими кадрами и техническим  персоналом  в соответствии со штатным расписанием. В системе дошкольного образования выстроена эффективная работа районных методических объединений, которая способствует повышению качества работы педагогов. С целью повышения квалификации, распространения передового педагогического опыта в прошедшем учебном году продолжали работать 8 районных методических объединений педагогов дошкольных образовательных учреждений по различным наиболее актуальным направлениям деятельности.

Среднемесячная заработная плата в январе 2013года педагогам МБДОУ была повышена на 90,8 %.. Зарплата педагогов составила в 2014 году – 24356 рублей,  в 2013 году была  19000 рублей, 2012г. – 9722р; 2011г.–7273 рубля.

Общая площадь помещений достаточна для организации воспитательно-образовательного процесса с детьми, соответствует нормам СанПиН. Дошкольные учреждения активно сотрудничают с ФОКом. Организуются подгрупповые занятия в бассейне и на ледовой арене ФОКа, посещают ФОК 284 ребёнка. Площади Фока городскими детскими сада не используются в полной мере, сельскими детскими садами не используются совсем. Для сопровождения детей требуется транспорт, которого у дошкольных образовательных учреждений нет.

Водоснабжением, центральным отоплением, канализацией обеспечены все ДОУ. Физкультурные залы имеют 37% ДОУ, в остальных дошкольных образовательных организациях не предусмотрены типовыми проектами. Бассейн только в одном детском саду, компьютеры детям в воспитательной деятельности не предусмотрены.

Детей с ограниченными возможностями здоровья - 20 человек, это дети логопедических групп.

Удельный вес численности детей-инвалидов, получающих дошкольное образование ежегодно начал снижаться. В настоящее время 13 детей, в прошлом году было 16, с родителей детей плата за содержание в дошкольных учреждениях не взимается.

Ежегодно одним ребенком пропускается по болезни в среднем 17 дней, это выше среднеобластного показателя. С детьми проводится большая профилактическая работа по снижению заболеваемости, но, к сожалению, показатель заболеваемости снижается несущественно.

Общий объем финансовых средств на одного воспитанника, по сравнению с прошлым годом, вырос на 5 тыс. рублей.

Удельный вес финансовых средств от приносящей доход деятельности вырос, по сравнению с прошлым годом,  всего на один процент, составив  9,5% от всего финансирования.

В аварийном состоянии зданий детских садов нет, текущий ремонт проводится  ежегодно в каждом детском саду.

 

 

В Лысковском районе насчитывается 2372 ребенка дошкольного возраста: 1753 – в городе, 619 – на селе. Показатели рождаемости детей в последние годы стабильны. Ежегодно в районе рождается порядка 400 малышей.

Ежегодно увеличивается число малышей, принятых в дошкольные группы: в 2014 году -  350 человек, в 2013 году принято 315 человек, в 2012 - 280.

В настоящее время детские сады посещают 1739  детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, что составляет 73 %  от общего  количества детей дошкольного возраста. Прослеживается положительная динамика охвата детей дошкольным образованием - за 3 последних года на 7%.  93% будущих первоклассников – это выпускники детских садов. В 2014 году было выпущено в школу –346 (в 2013 - 289 детей; 2012г.-259) из них: в городе –259 (2013г. - 226;  2012г.- 205), на селе –87 (2013 - 63;  2012г.- 54).

В настоящее время на очереди для определения в детский сад стоит 661 ребёнок, большая часть из них это дети от года до двух лет – 263 ребенка, от 2-х до 3-х лет - 184 ребёнка, столько же детей в возрасте менее одного года.

За последние годы в Лысковском районе дополнительно создано 250 мест для детей дошкольного возраста. Но, несмотря на все усилия и принимаемые меры, очередность в детские сады по-прежнему сохраняется. Поэтому мы продолжаем надеяться, что у нас будет новый детский сад на 240 мест.

Специалистами Управления образования сформированы проблемы, выводы и задачи по итогам работы:

    

1. Содействовать повышению профессионального уровня педагогов МБДОУ.

2.Отработать механизм проведения диагностики в сельских и  малокомплектных детских садах.

3. Использовать возможности дополнительного образования во всех сельских дошкольных учреждениях.

4. Повысить компетентность педагогов в области ИКТ.

 

2.2. Развитие начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования

В Лысковском районе поддерживается полный охват детей начальным общим, основным общим и средним общим образованием.  2013-2014 учебный год закончили

3060 учащихся, отличные знания показали 204 школьника, что составляет 7,5 % от всего числа учеников. В 2014 году в нашем районе максимальное за последние годы число первоклассников – 420, в прошлом году было 355 человек, в 2012 - 306. Все первые классы в городских школах переполнены, в этой ситуации было принято решение открыть в пятой школе дополнительный первый класс. В 10 класс идут 105 человек, это на уровне 13-14 учебного года. Десятые классы будут сформированы в городских школах № 2, №3, №5, в пяти школах на селе. Все сельские школы являются малокомплектными, на 2015 год они также поставлены на индивидуальное финансирование, за исключением Летневской школы, которая находится в 12 км от города и будет обучать в этом году 71 ученика. Всего в предстоящем учебном году планируется обучать 3140 детей, это на 62 ученика больше, чем в прошлом году. По-прежнему сохранится вторая смена в школах №2 и №3. Во вторую смену обучаются 224 ученика начальной школы. В целом, во вторую и третью смены обучаются 7,8% детей.

Для обеспечения доступного образования всем детям школьного возраста 11 общеобразовательных школ осуществляют подвоз 320 учащихся из 39 населенных пунктов по 20 маршрутам. Для перевозок детей используются 15 единиц транспорта. Все они оснащены тахографами и системой глонасс.

Основная цель современного образования – формирование новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социо - культурной модернизации российского общества. Нормативными документами, ориентированными на достижение этой цели, призваны стать федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. С 1 сентября 2013-2014 учебного года  по ФГОС работают все 13 общеобразовательных учреждений района. Это обучающиеся 1-х классов – 355 человек, обучающиеся вторых классов – 298 человек, обучающиеся третьих классов -339 человек. По ФГОС обучаются 44,5% от общего числа учеников, реализуется полностью в начальном звене с нового учебного года. Осуществляется поэтапный переход на ФГОС.

учебный год

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным стандартам (в общей численности учащихся первой ступени)

26,7

50,5

74,9

Среднемесячная заработная плата педагогических работников и конкретно учителей сравнима со средней зарплатой по экономике субъекта Федерации. В 2014 году средняя заработная плата учителей составила – 26 тыс. 377 рублей, педагогов учреждений дополнительного образования – 22 тыс. 244 рубля.

Водоснабжением, центральным отоплением, канализацией обеспечены все школы района, перебоев в работе коммуникаций не выявлено, текущий ремонт коммуникаций проводится к приёму образовательных организаций в летний период.

Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, возросло в результате модернизации, для сравнения в 2012г было всего 342, стало к июню 2014 года 531. На начало нового  учебного года 2014-2015 соотношение ученик-компьютер фактически составляет 7 учеников к одному компьютеру (считая 1 класс и возросшее число ПК), в то время как в мониторинге системы образования это число на начало 2013-2014 года составляло 13 учеников ввиду методики расчёта показателей. Ниже ситуация представлена по каждой общеобразовательной школе.

                                                        

Доля интерактивного и мультимедийного оборудования растёт, во многом благодаря централизованным закупкам в рамках модернизации:

                                                     

Качество подключения к сети Интернет выше 1 мбит/с по сравнению с прошлым годом осталось без изменений, школы в сельской местности подключены на минимальной скорости 512 кбит/с, но, в связи с внедрением дистанционных образовательных технологий скорость может вырасти до необходимых 5 мбит/с.

                                                               

В нашем районе планируется использовать дистанционные образовательные технологии для обучения детей из заволжской части по нескольким предметам. В Великовской школе-филиале ОАО «Ростелеком» обеспечит достаточную скорость для приёма и передачи видео и звука с помощью программы Skype. Учителя школы №5 будут должны перенести в систему дистанционного обучения НИРО достаточный объём образовательной программы, в соответствии со стандартами. Ученики Великовской школы получат возможность наблюдать за ходом урока в СОШ  №5 либо индивидуально общаться с учителем, выполнять задания, приготовленные учителем в среде дистанционного обучения в школе иди дома. Активно будет использоваться  чат и электронная почта. Воплотить подобную систему в жизнь – достаточно трудоёмкая задача, она включает в себя непосредственно разработку курса учителем и размещение его в среде дистанционного обучения (теория, тесты), планирование расписания занятий, техническую грамотность всех участников образовательной деятельности достигаемую путём курсов или тренингов, модернизацию базы Великовской школы.

Несмотря на то,  что все школы оснащены необходимым оборудованием, только 8 % педагогов имеют персональные сайты, 34% педагогов являются участниками сетевых сообществ, 85% - пользуются услугами Интернет, 50% создают собственные электронные образовательные ресурсы.

По результатам опроса 66% учебных занятий проходят с использованием ИКТ-технологий. Самый высокий процент использования в школе №5, чуть ниже – в школах №3, №2, Просецкой, №4, Кисловской, Леньковской. Недостаточно еще внедряются современные технологии в Барминской,  Валковской, Берендеевской, Белозерихинской школах.

72% учителей работают в системе «электронный дневник». Стопроцентный показатель у школ №5, №3, Барминской, Кисловской, Летневской, Просецкой, Леньковской. Низкий – в школе №4, Валковской, Великовской.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Сеть образовательных организаций и оказываемые ими услуги обеспечивают образовательные потребности  детей, имеющих отклонения в развитии и  недостаточную мотивацию в обучении: 24 % детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются интегрированно в общеобразовательных классах, 6,8 % детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются по индивидуальным учебным планам.

Все дети – инвалиды школьного возраста обучаются в общеобразовательных классах, 22 % детей-инвалидов обучаются на дому по медицинским показаниям.

Отношение среднего балла единого государственного экзамена  (в расчете на 1 предмет) в 10% общеобразовательных организаций с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% общеобразовательных организаций с худшими результатами ЕГЭ виду числа организаций практически неизменно 1,37.

Среднее значение количества баллов по ЕГЭ, полученных выпускниками, освоившими образовательные программы среднего общего образования по математике и русскому в отчётном году ниже чем в прошлом, по математике ввиду сложности заданий и условий сдачи разница составила 7,32 балла.

Среднее значение количества баллов по государственной итоговой аттестации, полученных выпускниками, освоившими образовательные программы основного общего образования по математике в прошлом году было выше, 53,48 балла против 46,16 баллов в 2013-2014 гг., русский язык тоже снизился, но не так значительно, с 66,5 балла до 64,66.

Выпускники, освоивших образовательные программы среднего общего образования, получивших количество баллов по ЕГЭ ниже минимального, в общей численности выпускников, освоивших образовательные программы среднего общего образования, сдававших ЕГЭ и выпускники, получивших количество баллов по ГИА ниже минимального, в общей численности выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования, сдававших ГИА  в отчётном году отсутствуют, в предыдущем 1 человек не смог преодолеть порог ГИА. В меняющихся условиях прогнозировать успешную сдачу сложнее.

Горячее питание получают 72,4%, число получающих питание незначительно меняется год от года.

Кабинет логопеда имеют 4 школы, открытие новых кабинетов не планируется.

Физкультурные залы имеются у большинства школ, за исключением городской школы №4, ученики посещают физкультурно-оздоровительный комплекс, территория школы небольшая, строительство спортивного зала вблизи школы невозможно ввиду городской застройки. Бассейны в школах отсутствуют, были не предусмотрены типовыми проектами при строительстве.

За отчётный период новых школ открыто не было, старые школы не закрывались и не реструктуризировались.

На одного учащегося приходится теперь больше финансовых средств - 65000 рублей, в прошедшем учебном году было меньше на 8,6%, финансирование составляло 56400р.

Финансовая деятельность, приносящая доход школе, небольшая менее 5%, рост незначителен.

Безопасные условия получения образования в школах в целом удовлетворительные, пожарные краны и рукава у крупных школ есть, дымовые извещатели размещены у большинства школ, тревожная кнопка тоже. Охраны как таковой в школах нет, есть сторожа, вахтёры.

В аварийном состоянии зданий школ нет, капитальный ремонт пока не нужен, текущий проводится своевременно. Коллективами учреждений проведена большая работа в этом направлении.  Частичный ремонт кровли выполнен в 10 организациях на сумму 2 млн. 800 тыс. руб. В 3-х организациях отремонтирована система отопления. Частично заменены оконные и дверные  блоки - на 5 объектах. Выполнены работы по благоустройству территории и наружному освещению.  Всего на проведение ремонтных работ израсходовано более 4 млн. рублей. Кроме того, во всех школах, 2-х детских садах и в детском центре «Березки» установлена система «Стрелец- мониторинг» (освоено 933 тыс.рублей).

 

2.3. Дополнительное образование детей

 

В образовательном пространстве Лысковского района функционирует разноуровневая система дополнительного образования. В 2013-2014 учебном году в организациях дополнительного образования (Дом детского творчества и Детско-юношеская спортивная школа) в 72  детских объединениях занимались 1122 учащихся или 35,2% , что на 6,2 %  больше, чем в 2012-2013 учебном году. На базе 6 образовательных учреждений открыты филиалы УДО. В них действуют 25 детских объединений  с охватом 357 человека, в том числе в сельских школах  5 кружков с охватом 75 человека. Дополнительными общеобразовательными программами охвачены 1505 детей Лысковского района в возрасте от 5 до 18 лет или  32,1%, что на 3,8% выше, чем в 2012 году.  74,5% детей обучаются в организациях  образования, 25,5% детей – в организациях культуры.

 В организациях дополнительного образования работают 36 педагогов, что на 12,5 % больше, чем в прошлом году. Это связано с увеличением числа постоянных работников. 36,1% составляет численность педагогов в возрасте до 35 лет. Значительное обновление кадров произошло в организациях, подведомственных управлению образования.

 Средняя заработная плата педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования составляет 21,2 тысячи рублей, или 85,2% от среднемесячной зарплаты по региону. За 2 года  среднемесячная зарплата выросла на      39 %.

 Материально-техническое и информационное обеспечение организаций дополнительного образования детей удовлетворительное. Все организации имеют водопровод, центральное отопление. В организациях созданы безопасные условия для организации образовательного процесса. На 27 % увеличилось количество персональных компьютеров, используемых в учебных целях.

Общий объем финансовых средств, поступивших в образовательные организации дополнительного образования в расчете на 1 обучающегося составляет 20,7 тысяч рублей, что на 5, 2 % выше, чем в предыдущем году. Удельный вес финансовых средств от приносящей доход деятельности в общем объеме финансовых средств образовательных организаций дополнительного образования осталось на уровне прошлого года и составляет 1,8%. Основной доход от деятельности приносят организации культуры.

Дополнительные общеразвивающие программы реализуют 2 организации дополнительного образования культуры, 2 организации дополнительного образования управления образования. Организации филиалов не имеют.

Результатами занятий в организациях дополнительного образования по оценке родителей являются прежде всего выявление и развитие талантов и способностей детей (37,7%) и приобретение ими  актуальных знаний, умений, практических навыков   (34,9%).

На базе 14 образовательных учреждений и филиалов функционируют детские объединения дополнительного образования.

 

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Количество детей в ОУ

3286

3243

3190

Количество детских объединений

142

139

142

Количество детей в них

2616

2603

2662

Процент охвата

79,5

80,2

83,4

Процент охвата по факту

66,2

66,1

66,4

 В 142 детских объединениях занимаются 2560 учащихся (охват составляет 80%). В Доме детского творчества и спортивной школе в 72  детских объединениях занимаются 1122 учащихся (чуть более 35% школьников). Самыми востребованными являются кружки физкультурно-спортивной направленности (их  посещают 56% детей), кружки художественной направленности  посещают 37% детей). К сожалению, не развивается дополнительное образование технической направленности, что связано с дефицитом кадрового ресурса.

В 2013-2014 учебном году в 142 детских объединениях дополнительного образования в МБОУ занимались 2562 учащихся общеобразовательных организаций или 83,4%. Фактический охват сохранился на уровне прошлого года и составил 66,4%.

В школах реализуются программы 6 направленностей.

Приоритетными направлениями являются художественное (30,1 %), физкультурно-спортивное (17,8%), социально-педагогическое (25,1%) В связи с введением ФГОС увеличилось число учащихся, посещающих детские объединения  естественно-научной направленности – 14,6%. Низким остается процент охвата детей, посещающих д/о технической направленности (5,6%). 

Положительные результаты деятельности системы дополнительного образования подтверждаются итогами зональных и региональных конкурсов, фестивалей, спортивных соревнований.

 

 

Выводы и задачи

Мы пришли в 2014-2015 учебный год с более подготовленной инфраструктурой, достойной оплатой труда педагогов, сохранив число образовательных организаций, улучшая механизмы взаимодействия школы и ученика. Информатизация образования открывает перед учениками новые возможности для самореализации, можно участвовать в дистанционных проектах всех уровней, публиковать в сети Интернет свои работы, пользоваться образовательными ресурсами сети. За несколько лет показатели системы образования показывают стабильность, например, в обеспечении горячим питанием, подвозом, участии в спортивных мероприятиях, в школах появились «тревожные кнопки», видеонаблюдение появилось в коррекционной школе и лагере «Берёзки».  Качество образования остаётся важной задачей, в прошедшем учебном году отмечено снижение среднего количества баллов по ЕГЭ и ГИА, чем в 2012-2013 учебном году, но радует отсутствие неприодолевших минимальный порог баллов учеников. В целях исполнения Указов Президента Российской Федерации произошло повышение заработной платы педагогических работников. В 2014 году средняя заработная плата воспитателей детских садов выразилась в 24 тыс. 356 рублей, заработная плата учителей – 26 тыс. 377 рублей, педагогов учреждений дополнительного образования – 22 тыс. 244 рубля. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из ведущих направлений является система поддержки талантливых детей. Ежегодно ученики нашего района принимают активное участие во Всероссийской олимпиаде школьников.

Из задач, которые поставлены на 2014-2015 учебный год, можно определить следующие:

1.      Обеспечить местами в детских садах детей в возрасте от 3 до 7 лет.

2.      Завершить переход на стандарты начального общего образования.

3.      Повышать качество предоставляемых образовательных услуг.

4.      Привлекать молодые кадры.

5.      Совершенствовать инфраструктуру образовательных организаций.

От того, какие будут созданы условия: организационные, кадровые, технические для получения каждым ребенком достойного образования, зависит наше будущее, будущее наших детей, благосостояние всех российских граждан.

 

В приложении ниже представлены отчётные показатели мониторинга системы образования Лысковского муниципального района Нижегородской области.

  

Дата последнего обновления страницы 20.03.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»